В таможенном законодательстве России (ФЗ "О таможенном регулировании", статьи 107; 215, и статья 170 Таможенного Кодекса Таможенного Союза) заявлена особая процедура декларирования многокомпонентных грузов. К ним, в первую очередь, относится заводское оборудование: конвейеры, производственные линии, другие аппараты. Такие объекты чаще всего ввозятся в страну поэтапно, на протяжении длительного промежутка времени, и собираются уже на месте.
Таможенные ставки на ввоз большей части промышленного оборудования составляют 0%, а НДС (даже без освобождения при импорте) предъявляется к вычету. Отсюда вывод: вопрос льгот для импортеров остро не стоит. Для них важнее отсутствие проволочек с таможенным оформлением сложных грузов и получение нулевой ставки по таможенным пошлинам.
Компоненты сложного оборудования зачастую изготавливаются в разных странах, их производство и поставки занимают разное количество времени. Поэтому оптимальными во многих случаях являются поэтапные поставки, иногда растянутые до года и больше. Однако если руководствоваться общим порядком классификации каждой детали, поставляемой на территорию Таможенного союза, потребуется отдельный классификационный код и декларация для каждой партии компонентов. Для многих узлов это влечет необходимость уплаты ввозных пошлин, предоставления сертификатов соответствия и иных документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений.
В соответствии с таможенными законами, у импортеров есть возможность оформить под единым кодом ТН ВЭД все компоненты оборудования крупных промышленных объектов, поставляемого поэтапно в течение установленного промежутка времени. Специализированная процедура действует на территории России с 2001 года (момент вступления в силу приказа ГТК России от 23.04.2001 N 388).
Решение о классификации под единым кодом Федеральная таможенная служба России принимает в течение 90 дней со дня подачи запроса (заявления и пакета документов) от декларанта.
Если классификационное решение и разрешение от таможенных органов получено, каждая партия многокомпонентного груза может быть декларирована по заявлению на условный выпуск и последующее обеспечение уплаты таможенных пошлин.
Итоговая таможенная декларация составляется по завершению поставок. Тогда же уплачиваются таможенные платежи по ней.
Благодаря большому количеству таможенных послаблений процедура оформления груза единым кодом стала особенно востребована в ВЭД. Однако она остается одной из сложнейших в таможенной практике: пакет документов требует тщательной юридической подготовки.
Осложняется процедура тем, что у нее есть непроработанная сторона: отсутствуют четкие правила для оформления списка составных частей многокомпонентных грузов. Между тем, этот список является основополагающим для классификации. ФТС ведет себя непредсказуемо: некоторые запчасти могут быть признаны вспомогательными и исключены из списка товаров, попадающих под единый код.
Часто проволочки случаются с оборудованием для запуска и тестирования производственной техники. Оно поставляется вместе с главными составными частями, но не является необходимым элементом.
Тем не менее процедура оформления многокомпонентного груза остается очень выгодной и востребованной у импортеров. ООО "ЭКСИМКЛУБ" уже много лет берет на аутсорсинг все стадии классификации технологического оборудования единым кодом ТН ВЭД: